Поиск

ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес»

Пишите письма – это здорово!

24.05.2018
Пишите письма – это здорово!

В октябре 2017 года в России стартовал экологический проект «Письма животным», в рамках которого дети могли написать письмо любому зверю, птице, насекомому. Автор этого проекта – Н.А.Рыжова, доктор педагогических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования. Реализацию проекта в школах и детских садах страны инициировало Министерство природных ресурсов и экологии РФ, поэтому его кураторами в регионах стали особо охраняемые природные территории, в Костромской области – заповедник «Кологривский лес».

Цель проекта – сформировать бережное отношение к природе и окружающему миру у детей и взрослых. Вступая в переписку с животными, ребята не только больше узнают о фауне, но и получают навыки обмена корреспонденцией и массу положительных эмоций. В современном мире даже взрослые разучились писать бумажные письма, заменив их электронными, SMS, общением в социальных сетях. Что уж говорить о детях! Некоторые из них вообще не представляют себе такого средства коммуникации.

Автор проекта Н.А.Рыжова так определила его миссию: «При разработке экологического проекта «Письма животным» я исходила из того, что обучение должно быть увлекательным для детей, а информация, знания усваиваться незаметно, в том числе и в процессе игры. Нередко мы учим детей любить природу с помощью лозунгов-призывов: «Дети, вы должны беречь животных!», «Природа – наше богатство» и т.п. Все эти красивые и правильные слова далеко не всегда вызывают в душе ребенка эмоциональный отклик. А вот ребенок, прочитавший или написавший слова «Дорогой волк!» или «Дорогой соболь!», будет относиться к животным как к равным, и осознавать, что все мы живем на одной планете и нужны друг другу. Он осознает, что в природе нет “вредных” и полезных”, что ценен каждый вид, и будет понимать, как важно сохранить биоразнообразие в своем городе, крае, стране и в мире в целом. Формируя у детей новую систему ценностей, неотъемлемой частью которой является природа, мы способствуем реализации идей устойчивого развития».

Прежде чем запустить проект «Письма животным» в Костромской области, сотрудники отдела по экологическому просвещению заповедника разработали рекомендации для педагогов и вариант занятия, на котором дети могли познакомиться с правилами переписки с животными. Пакет методических рекомендаций мы разослали во все муниципальные образования  региона и разместили на сайте. А во всех школах и детских садах Кологривского района сами провели подготовительные  занятия, где рассказали о том, как написать письмо любимому животному и куда его отправить.

Первые письма представителям заповедной фауны пришли уже через месяц. Их написали ребята из детского сада «Ромашка» и Ильинской школы. Адресаты писем – волк, бурый медведь, белка, заяц, лисица.  В январе поток корреспонденции увеличился: к проекту присоединились все школы и детские сады Кологривского района, а ещё ребята из Мантурова, Костромы, Шарьи, Неи, Буя, Кадыйского, Макарьевского, Вохомского, Костромского, Мантуровского, Шарьинского районов. Животным в заповедник «Кологривский  лес» приходили письма и из других регионов: Москвы, Владимирской и Пензенской областей.  В детском саду №12 из города Сердобска участниками проекта стало 150 малышей.

Чем больше приходило писем от ребят, тем шире был список адресатов. Сотрудникам заповедника пришлось немало потрудиться, чтобы доставить корреспонденцию рысям и бобрам, росомахе и ласке, кабанам и лосям, филину и полярной сове, снегирю и сойке. Некоторых лесных обитателей – бурундука, барсука, лесную соню, гадюку, муравья  – пришлось разбудить ради такого случая. Кукушке, сапсану, змееяду  отправили письма в Африку, Азию, где те были зимой, кенгуру – в Австралию. Труднее всего было доставить послания коню Сапфиру и собаке Загре.

Многие письма были интересными и добрыми. А больше всех лесным жителям запомнились послания Филатова Юрия (Лицей №32, Кострома), Шмуклера Севастьяна и Комаровой Светланы (Солигаличский район), Натальи и Артёма Кузнецовых (Петрецовская школа, Вохомский район), Дмитриева Егора (Чернышевская школа, Кадыйский район), Крюкова Андрея (Апраксинская школа, Костромской район), Хлябиновой Анастасии, Скрябина Кирилла, Лебедевой Лады (Лицей №1, г.Мантурово), Гасанбековой Карины (СОШ №3, г.Мантурово), Бизяева Кирилла и Арсения Лазарева (школа-интернат, г.Кострома), ребят из группы «Радуга» д/с №12 (г.Сердобск, Пензенская область), средней группы д/с «Ромашка» (г.Гусь-Хрустальный, Владимирская область), подготовительной «Б» группы д/с «Сказка» (г.Мантурово), а также детей из Кологривского района: Смирнова Матвея (д/с «Ромашка»), Чичварина Сергея (Ильинская школа), Угодского Владислава, Нотариус Светланы и Дмитриева Ильи (Илешевская школа), Самойловой Светланы (Суховерховская школа), ребят из Кологривской школы:  Барсегян Яны, Сиротиной Ульяны, Зарубиной Полины, Смирнова Акима, Смирновой Софьи, Пугачевой Марины, Соколова Алексея, Бедарева Константина. Именно их письма мы отправим в оргкомитет проекта, и, может быть, они попадут во второе издание книги «Письма животным».

Три месяца заповедные обитатели – животные и птицы – сочиняли ответы ребятам: рассказывали о своей жизни, среде обитания, рационе питания, врагах, детёнышах и т.д. И, наконец, все дети (в проекте участвовали более 600 воспитанников детских садов и учеников 1-5 классов из 33 образовательных учреждений) получили послания от животных. Многим звери не только ответили на письма, но и прислали свои фотографии.

Эмоции детей в момент получения ответов от заповедных обитателей, – на наш взгляд, главный критерий оценки любого педагогического проекта. Слёзы радости, светящиеся восторгом глаза, счастливые улыбки – так встречали ребята письма от животных! А значит, цель достигнута, и дети начали встраиваться «в новую систему ценностей, неотъемлемой частью которой является природа».