Начало августа – время собираться в заповедник на очередную экологическую практику. Ребята из экологического кружка и мы, сотрудники заповедника, вновь отправились на кордон Сеха. Погода и кусающие насекомые восприняли нас благосклонно: одна не изнуряла дождями и радовала солнцем и теплом, другие позволяли работать и даже спать по ночам.

В этом году мы решили занять наших повзрослевших детей не только экскурсиями, играми и уроками на природе, цель поставили более значимую: каждый участник практики должен был провести исследование на определённую тему.

Непросто быть ботаником

… и зоологом тоже. В этом кружковцы убедились в первый же день. Каждый из них стал членом учебной группы для выполнения исследовательского проекта. Темы проектов были следующие: «Определение качества воды методами биоиндикации», «Влияние речного бобра на экосистемы малых рек», «Видовое разнообразие трутовых грибов на экологической тропе «Путешествие в заповедный лес», «Видовое разнообразие чешуекрылых Кологривского района». (Темы исследований выбраны не случайно – результаты проектов будут использованы при проведении экскурсий в заповедник.)
Первым этапом исследования стало изучений теории, завершившееся контрольной работой. Большинство ребят получили за контрольную приличные баллы.
На следующий день с утра пораньше мы отправились на полевые исследования: искали следы, погрызы и норы бобров, добывали беспозвоночных со дна Сехи и Чёрной, фотографировали бабочек и гусениц, собирали и описывали трутовые грибы,. А после обеда весь собранный материал разбирали, определяли, систематизировали.
… И на третий день представили результаты проекта на мини-конференции. В большинстве своём вчерашние пятиклашки очень толково рассуждали о влиянии бобров на экосистему и трутовых грибов на лес, со знанием дела рассчитывали биотический индекс и определяли чистоту воды по методам Вудивисса и Майера, характеризовали дневных и ночных бабочек. Было интересно и детям, и взрослым!

Как выжить в тайге?

Этому учили детей заместители директора заповедника по охране территории и научной работе Юрий Павлович Чистов и Сергей Анатольевич Чистяков.
Юрий Павлович познакомил ребят с картой района (речной системой, населёнными пунктами), рассказал, как ориентироваться в лесу, используя природные объекты, объяснил, где и как разжигать костёр. А потом провёл мастер-класс по строительству мини-шалаша.

Сергей Анатольевич научил практикантов ходить по азимуту и отправил нас в лес, сообщив «координаты» точек, к которым мы должны выйти. К счастью, урок по ориентированию ребята усвоили и все благополучно вернулись к кордону.

По экологической тропе

… в это раз нас провёл кандидат биологических наук, научный сотрудник заповедника Игорь Георгиевич Криницын. Поскольку люди мы уже «подкованные», то попросили его рассказать о том, с чем ещё плохо знакомы, – о споровых растениях. Папоротники, мхи, плауны не редки в наших лесах, но, оказывается, в Костромской области растёт всего около 20 видов папоротников, а на нашей экотропе мы обнаружили только 5. А ещё мы узнали много нового об уже известных нам растениях и познакомились с обитателями Красной книги Костромской области: какалией копьелистной, крестовником приречным, княжиком сибирским и др.

На следующий день эти же места мы осмотрели, пролетев над ними на квадрокоптере вместе с Константином Юрьевичем Смирновым, старшим госинспектором оперативной группы. Он познакомил ребят с возможностями этого летательного аппарата и в обычной жизни, и в работе сотрудников заповедника, а также подробно рассказал об управлении этим техническим средством.

Обычно на вторую тропу мы ездим, а в этом году отправились пешком за 4 километра. В пути, конечно, были заняты делом: искали птичьи перья, следы жизнедеятельности животных, насекомых, листья, семена, «бесполезные» для природы предметы и т.д. Съев сухой паёк, продолжили соревнование: отвечали на вопросы викторины, собирали корм для лесных зверей и изображали их.

На досуге

… у нас были маршрутные игры и викторины, в которых потребовались знания не только по экологии и биологии, но и по географии, физике, химии, экономике, литературе, истории заповедной системы.

Чтобы разгрузить голову и ноги, мы рисовали, но не как обычные люди, а используя губки, трубочки для коктейля и трафареты. У некоторых получились настоящие картины!

А ещё по вечерам мы лихо отплясывали анимационные танцы под руководством Александра Цветкова.

Добавить комментарий