12.08.2022

Полевая экспедиция — 2022

Чтобы в седьмой раз отправиться на практику в заповедный лес, нужно его полюбить, проникнуться его духом. Это дано не каждому. Но у нас есть такие друзья – одиннадцатиклассники из Кологривской школы.

Впервые они отправились в заповедник в 2016 году, и с тех пор каждое лето ребята из нашего экологического кружка несколько дней живут на таёжном кордоне. К отсутствию связи, электричества, обычной лесной еде все уже привыкли.

Что зовёт их туда? Как сказала одна из участниц практики, «здесь атмосферно». Атмосферно… слово-то какое! Посмотрите на пейзажи ребят, которые они «сотворили» на одном из мастер-классов, и вы поймёте, что они имеют в виду. Атмосфера бескрайней тайги, общение с лесом, ощущение незримого присутствия его обитателей – всё это делает три заповедных дня незабываемыми.

В этом году заповедная тайга встретила нас необыкновенной жарой и полчищами комаров и слепней. В первый раз за семь лет на улице было практически невозможно находиться. Но, несмотря на это, мы выполнили всю программу полевой практики, каждый день которой был посвящён определённой теме.

… Начали мы с истории. Поскольку заповедник находится на территории, где раньше интенсивно велась заготовка леса, интересно было узнать, каким образом это происходило в 19 и 20 веках. По пути в заповедник мы заехали в Музей сохранённой памяти Верхнеунжья, где его основатель Павел Викторович Романец рассказал нам об уникальных особенностях этих мест с точки зрения геологии, этнографии и менталитета здешних жителей. Потом уже в заповеднике мы последовательно проследили историю лесозаготовок на территории бывшего Кологривского района: кому принадлежал лес в разные эпохи, кто его заготавливал, как его вывозили и сплавляли, какие орудия труда использовали…

Особенно трудными были военные годы, когда на лесозаготовках трудились женщины и подростки. Новыми для ребят были факты существования в нашей области Унженского исправительно-трудового лагеря (Унжлага),  посёлков спецпереселенцев (Лондушки и Палужа, например), куда в годы войны привозили поляков, татар и поволжских немцев. Сегодня трудно представить, что практически до середины 20 века на заготовке леса использовались двуручные и лучковые пилы, а бензопилы появились только в 60-ые годы. 

Темой второго дня нашей практики был биоценоз. Выяснив, от чего зависит состав биоценоза и какова его структура, мы познакомились с многообразием связей между организмами в экосистеме и понятием сукцессии. Затем отправились на экологическую тропу и описали биоценоз елово-липового леса. Интересно было оценить изменения, произошедшие на том участке леса, где в прошлом году был ветровал. Уже через год здесь появился кипрей, обильно разрослась малина, активно корневыми отпрысками начала размножаться осина.

На третий день нас ждал квест по поиску лекарственных растений. Конечно, собирать их в заповеднике нельзя, но узнать о полезных свойствах таёжных растений никому не повредит.

Потом мы побеседовали о том, как каждый из нас может решать экологические проблемы, и приступили к конкретным действиям: мы традиционно навели порядок на кордоне и повесили рисунки с изображением хищных птиц на окна, чтобы мелкие пернатые, которые не замечают прозрачных стёкол, не бились о них. Эти рисунки мы предварительно раскрасили в соответствии с определителем птиц. 

На четвёртый день мы отправились на бобровые озёра в охранной зоне заповедника в надежде увидеть скрывающихся там от насекомых лосей. Сохатых, к сожалению, не было, но бобровая хатка внушительных размеров – тоже не рядовое зрелище, так же как и очень редкое в наших местах растение княженика.

Вечерами мы тоже не скучали. Викторины, игры, мастер-классы, которые подготовили сами участники практики, заставили включить все наши интеллектуальные и творческие способности.

Время на практике, как обычно, пролетело незаметно. Надеемся, продолжение следует…