В начале августа 15 кологривских школьников – членов экологического кружка при заповеднике «Кологривский лес» – отправились на кордон «Сеха» на летнюю экологическую практику. Конечно, условия на кордоне уже вполне цивилизованные, но нет связи, Интернета, некоторым пришлось спать на полу в спальных мешках…
И лес… Полный непонятных звуков и шорохов, непроходимый и немного пугающий. В первый же день поприветствовать нас вылез детёныш гадюки, а возвращаясь с экскурсии, мы увидели в 50 метрах от кордона следы пребывания медведя. А ещё страшные пауки-крестовики, летучие мыши, жабы и лягушки. Но… наши дети никого не боятся!

Страница первая – научная

В этом году мы постарались организовать занятия на практике «на высоком научном уровне». Доктор биологических наук Г.А.Ануфриев, сотрудник научного отдела заповедника, даже специально задержался в Кологриве, чтобы познакомить наших ребят с насекомыми. Очень просто он открыл детям сложный мир насекомых, привёл множество примеров, рассказал о случаях из своей практики, рассмешил энтомологическими шутками. Одно слово – профессор!

Ещё одно занятие провёл магистрант Российского аграрного университета им К.А. Тимирязева А. В. Лебедев. Недавний выпускник Кологривской школы, Александр уже один из авторов научной монографии «Экобиоэнергетический потенциал сосняков Костромской области». Он рассказал практикантам о ярусах леса, основных характеристиках древостоя. Дети с помощью специальных инструментов измерили диаметр и высоту деревьев. Одновременно мы побывали на экскурсии в одном из самых красивых мест заповедника – елово-липовом лесу, где оборудована экологическая тропа «Музей под открытым небом».

Страница вторая – техническая

Последние технические достижения, которые используются в повседневной заповедной жизни, продемонстрировали ребятам на своих занятиях старший госинспектор оперативной группы К. Ю. Смирнов и заместитель директора по научной работе С. А. Чистяков.

Константин Юрьевич рассказал о возможностях квадрокоптера при охране территории заповедника, проведении научных исследований. Потом мы запустили это техническое чудо, и уже через несколько минут, затаив дыхание, смотрели фильм, в котором с высоты птичьего полёта увидели и бескрайнее таёжное море, и тёмные ленты заповедных речек, и здание кордона величиной со спичечный коробок, и нас самих, похожих на игрушечных пупсиков.

Другое техническое устройство, ставшее уже привычным в заповеднике, и его возможности продемонстрировал Сергей Анатольевич Чистяков.

Волки, лоси, кабаны, медведи, рысь, росомаха уже стали персонажами видеороликов, снятых лесными камерами, которые помогают учитывать животных и получать сведения об их экологии. Посмотрев кадры с фотоловушек, ребята отправились на практическое занятие: вместе с Сергеем Анатольевичем установили лесную камеру на дерево и увидели, как она действует.

Страница третья – творческая

В природе есть всё, чтобы создавать художественные шедевры: идеи, материалы, образцы. Причём создание оригинальных поделок из природных материалов не требует практически никаких затрат. Мы попытались доказать это на наших мастер-классах. Первое занятие было посвящено технике ошибаны. На нём ребята вместе с Н.В. Пановой попробовали сделать композицию из засушенных цветов, листьев, трав и убедились в том, что это, действительно, настоящее искусство. Нужно гармонично сочетать цвета, правильно выбрать центр композиции, а ещё очень аккуратно приклеить растения к основе.

На втором занятии дети под руководством Л.В. Беловой изготавливали цветы из берёсты. Несложное изделие, на первый взгляд, потребовало от наших практикантов множества умений: работать с трафаретами, вырезать, шить, комбинировать.

Страница четвёртая – состязательная

Все знают: дети любят играть и соревноваться. Поэтому каждый день мы предоставляли им такую возможность. Здесь на помощь нам, сотрудникам отдела по экологическому просвещению, пришёл выпускник нашего кружка «Лесная академия» Александр Цветков. Он придумал для ребят интересный квест, в котором они смогли проявить и сообразительность, и скорость, и командный дух. На следующий день вместе с Сашей юные таланты выясняли, у кого из них самые яркие актёрские способности. Главными артистами стали Кристина Любимцева и Серёжа Илик.

А ещё были биологические игры, где ребята решали тесты, переводили с латинского, раскрашивали, создавали костюмы для лесных существ. В них победила команда Ани Дудник.
В «Птичьей викторине» нужно было знать названия видов птиц, семейств и отрядов, особенности их экологии. Здесь сильнейшими стали Антон Конашенков, Вячеслав Смирнов, Никита Шкаликов и Евгений Урюпин.

В «Зоологической викторине» потребовалось вспомнить всё, что ребята знали по зоологии, чтобы разгадать ребусы, ответить на вопросы. Победила в этой викторине команда Максима Груздева.

Страница пятая – туристическая

Мы попали в лес. И, конечно, лес был самым главным объектом наших экскурсий. Уже в первый день мы отправились на слияние речек Чёрной и Сехи, где смогли увидеть и сравнить вторичный и коренной типы леса, познакомиться с древесными, кустарниковыми и травянистыми растениями, мхами, лишайниками и папоротниками, обратили внимание на лиану и ядовитые виды. На каждом шагу мы встречали следы пребывания животных: огромные деревья, сваленные бобрами, норы и ходы под корнями, еловые шишки, над которыми потрудились белки и дятлы.

На следующий день мы смогли сравнить этот лес с тем, в котором проводил экскурсию А. Лебедев, и ещё раз убедились в том, что от породного состава деревьев зависит травянистый покров, а растительность и ландшафт определяют видовой состав животных.

Но нас интересовал не только дневной лес – мы отправились туда ночью. Главные ощущения, по словам детей, – «тихо и страшно». Довольно быстро ребята с завязанными глазами определили деревья и кустарники по листьям, животных по их признакам, распутали «паутину жизни» (собрали «пищевую цепь»). А ещё ночью мы ходили ловить жаб и лягушек, чтобы собрать сведения для исследовательской работы, которую пишет Саша Цветков.

Но туризм – это не только экскурсии. Поэтому мы варили суп на костре, ночевали в спальных мешках и носили воду из речки.

Страница шестая – прощальная

Всё хорошее когда-нибудь кончается. Три дня и для участников, и для организаторов пролетели незаметно. Подводя итоги, ребята сказали спасибо не только руководителям занятий, но и всем, кто их сопровождал: участковому госинспектору С.В. Шкаликову, водителям А.Н. Гусеву и С.Н. Цветкову, А.Н. Груздеву – первому папе, который решил принять участие в нашей практике. Очень приятно, что по результатам анкет сотрудники заповедника за организацию практики получили оценку «5» от всех её участников, а единственным недостатком дети посчитали слишком короткий срок лесной жизни.

В заключение организаторы назвали «самых, самых». Самым главным участником практики стал А. Цветков, самым инициативным – А. Конашенков, самым интеллектуальным – В. Смирнов, самым дисциплинированным – В. Чистяков, самым креативным – Н. Шкаликов, самым любознательным – Е. Урюпин, самым наблюдательным – Е. Соколов, самым весёлым – С. Илик, самым творческим – М. Груздев, самым активным – В. Румянцева, самым организованным – А. Дудник, самым трудолюбивым – К. Любимцева, самым доброжелательным – А. Хробостова, самым аккуратным – А. Веселова. По результатам детского голосования «Самым Самым» участником практики была признана Христина Гуляева.

Добавить комментарий