Некоторые особенности распространения лобарии легочной (lobariapulmonaria (l.) hoffm) на Кологривском участке заповедника «Кологривский лес» им. М.М. Синицына

10.07.2014

Материалы международной научной конференции, посвященной 110-летию А.А. Уранова «СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПОПУЛЯЦИОННОЙ ЭКОЛОГИИ, ГЕОБОТАНИКИ, СИСТЕМАТИКИ И ФЛОРИТСИКИ» (Кострома, 31 октября — 3 ноября 2011 г.)

НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ЛОБАРИИ ЛЕГОЧНОЙ (LOBARIAPULMONARIA (L.) HOFFM) НА КОЛОГРИВСКОМ УЧАСТКЕ ЗАПОВЕДНИКА «КОЛОГРИВСКИЙ ЛЕС» им.М.Г. СИНИЦЫНА». Терентьева Е.В. Нестерова С.А. ФГУ ГПЗ «Кологривский лес» им. М.Г. Синицына.
Костромской лесомеханический колледж.

Мониторинг состояния редких и исчезающих видов является первостепенной задачей всех природных заповедников. Качественные многолетние наблюдения возможны на этих территориях, благодаря особому режиму охраны. Заповедник «Кологривский лес» им. М.Г. Синицына» сравнительно молод, он был организован в 2006 году. Кологривский участок заповедника занимает площадь 48094,6 га. На достаточно компактной территории представлены два типичных для Верхневолжской провинции ландшафта: один ледникового генезиса, другой — смешанного ледникового и водно-ледникового. Территория относится к южной тайге, неморально-бореальной полосе восточноевропейских лесов (Восточно-европейские леса…, 2004). Основная площадь заповедника представлена зарастающими вырубками разного возраста. Особо ценным участком (918 га.) является массив коренного южно-таежного леса. Лесные сообщества там сохранились, без каких либо следов нарушения их развития, и поэтому, считаются эталонными.

На данном этапе работы заповедника особое внимание уделяется закладке постоянных пробных площадей и маршрутов, основы для дальнейшего проведения наблюдений за редкими видами. В качестве объекта для работы был выбран довольно яркий и заметный вид лишайника, занесенный в Красную Книгу Российской Федерации – Лобария легочная (Lobariapulmonaria (L.) Hoffm).

На данном этапе работы была поставлена цель — изучить местообитания лишайника Lobariapulmonaria на участке коренного леса и прилегающих к нему вырубках разных лет.

Работы были проведены в сентябре 2010 года, при участии учащихся Костромского лесомеханического колледжа. Учет проводился маршрутным методом. Учитывались стволы деревьев на которых произрастал лишайник, находящиеся не более 15 м от линии маршрута (предел видимости талломов небольшого размера). Всего было пройдено 14,7 км, из них 5,5 км. в коренном лесу, сохранившимся в квартале 75, и 9,2 км в производных смешанных лесах, на месте вырубок. При описании найденного лишайника определялись: видовая принадлежность форофита, диаметр ствола, высота крепления, экспозиция таллома на стволе, стадии развития таллома, состояние коры. При обнаружении лишайника давалось определение типу леса, производилась привязка учтенного дерева-носителя к координатной сети с помощью GPS-навигатора, производилась фотосъемка найденного объекта. Кроме того, в квартале 75 (коренной лес) было заложено две постоянных пробных площади в месте наибольшего скопления лобарии. Описания лишайника на площадке проводились по тем же параметрам.

По результатам маршрутных учетов, встречаемость лобарии в коренных ельниках составила 35,5 встреч на км маршрута. Всего в коренных лесах учтено 195 деревьев носителей лишайника. Из них 67 — липа мелколистная (TiliacordataMill.), 112 — рябина обыкновенная (SorbusaucupariaL.), 8 — клен остролистный (AcerplathanoidesL.), 6 — вяз шершавый (UlmusglabraHuds.), 2 -ель финская (Picia х finnica (Regel) Kom.). На обследуемой нами территории произрастали и другие породы деревьев, которые могли стать потенциальным субстратом для талломов лишайника — это осина (PopulustremulaL.), ива козья (SalixcarpeaL.). Так, некоторые отечественные исследователи отмечают приуроченность лобарии именно к этим видам (Истомина, 2008; Михайлова, 2005 и др.).

Встречаемость деревьев — носителей в производных лесах значительно ниже – 3 встречи на 1 км маршрута (на липе — 13, рябине — 12, клене -1, вяз шершавый – 1, иве – 1). Но, по видимому, и это значение для рубленых лесов, несколько завышено, т.к. основными носителями лишайника были деревья оставленные после рубки леса, так называемые недорубы.

Так, например, один из маршрутов по производным лесам проходил по пойме притока р.Ворнюх, и многие деревья, которые являлись носителями лобарии, находились на нижней и средней террасе, и не были затронуты рубкой, поэтому показатели встречаемости лобарии на этом маршруте были близки к таковым в старовозрастных коренных лесах. Отсюда можно предположить, что в производных лесах, после первой рубки, лобария еще может находиться на старых, не затронутых рубкой деревьях. А в молодых производных лесах, после второй и последующей рубок, найти ее практически не возможно. Это связано с ее биологическими особенностями (Михайлова, 2005).

Таким образом, в результате работы было заложено две постоянных площадки и шесть постоянных маршрутов для ведения экологического мониторинга на территории Кологривского участка заповедника. Было выяснено, что лобария легочная тяготит больше к нетронутым длительное время местообитаниям, что согласуется с данными многих исследований. В качестве субстрата, чаще всего, попадали такие деревья как рябина и липа. В дальнейшим проводимые исследования должны быть направлены на оценку состояния популяции Lobariapulmonaria, а работы по экологическому мониторингу должны нести долгосрочный и постоянный характер.

Литература

Восточноевропейские леса: история в голоцене и современность / Под. ре. О.В. Смирновой- М.: Наука.- 2004. Кн. 2.- 579с. Красная Книга Российской Федерации (растения, грибы).:М., 2008. 854с. Михайлова И.Н. Анализ субпопуляционных структур эпифитных лишайников (на примере Lobariapulmonaria (L.) Hoffm.).) // VIII Всероссийский популяционный семинар «Популяции в пространстве и времени», Вест. ННГУ, 2005. № 1 (9). С. 124 134.