Поиск

ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес»

По страницам Летописи-2019

25.10.2020
По страницам Летописи-2019

Почему книгу о ежегодных научных исследованиях в заповедниках назвали летопись? Всё очень просто. Летопись — это жанр, представляющий собой погодовую, более или менее подробную запись исторических событий. В нашем случае, конечно, не исторических, а научных, которые произошли на территории «Кологривского леса» в течение года.

О чём же очередная, 2019-го года, Летопись, которая подготовлена и издана научным отделом заповедника? Традиционно в ней содержатся сведения о территории, участках, где ведётся наблюдение за биоценозами, фенологические наблюдения.

Одной из главных тем в этом томе стали участки рек на северо-западе заповедника и его охранной зоны – Кисти, Сивежа, Юрманги. Преподаватели и студенты из КГУ изучали русла рек, скорость течения, измеряли температуру воды. Оказалось, что эти речки очень неоднородны: перекаты с высокой скоростью течения сменяются тихими плёсами, а кое-где ямами и прудами вообще без течения. Люди, немного знакомые с лесными речками, без труда объяснят причину такой неоднородности – это бобры, которые не только изменяют режим малых рек, но и влияют на лесные экосистемы.

Бобровые плотины – уже привычный объект в ландшафтах заповедника. По данным более ранних исследований, на каждые 2 километра лесных речек приходится 1 плотина. Это может быть запруда длиной в полтора метра, а может быть настоящее гидрологическое сооружение – такое обнаружено на незначительной речке Талица – длина 200 метров, ширина 1 метр, высота гребня – 1,5 метра.

В результате деятельности бобров меняются не только русла рек, становится другим и состав воды, о чём свидетельствует гидрохимический анализ, проведённый в ходе исследований. Заболачивание ведёт к увеличению органических веществ в воде и к снижению уровня кислорода. «Особенно мало кислорода в водоёмах, отгороженных бобровыми плотинами». Рыбаков такая ситуация, конечно, не обрадует, так как в воде, бедной кислородом, выживают не все виды рыб.

Следующее направление исследований в заповеднике – изучение лишайников. И здесь у нас сплошные открытия! Если в первые годы после создания заповедника список лихенофлоры включал всего 37 видов, то в результате изысканий Ирины Урбанавичене и Геннадия Урбанавичюса в него добавилось ещё 172 вида, 3 из которых внесены в Красную книгу России. Все эти редкие лишайники ранее не фиксировались на территории Костромской области.

Преподаватели и студенты Тимирязевской академии в заповеднике наблюдают за тем, как восстанавливается растительный покров на тех участках, где лес когда-то был вырублен, сгорел и т.д., и вырабатывают рекомендации для лесоводов. Всего под наблюдение ими взято 20 участков. Каждые 5 лет повторно проводятся инвентаризационные работы, когда описывается весь растительный покров на данной площадке и изменения, которые там произошли. Например, наблюдая за старовозрастным лесом в ядре заповедника, учёные заметили, что «на месте сложных ельников липняковых… будут сформированы липняки с незначительным участием ели в первом ярусе и клёна остролистного во втором…». А на основе анализа данных березняков и осинников с елью в подросте предположили, что восстановление исходных елово-липовых лесов может произойти в течение 150-200 лет. Ну что ж, процесс уже идёт, и наши дети и внуки, может быть, полюбуются южной тайгой.

Исследования фауны в Летописи представлены описаниями учётов животных с использованием различных методик. Например, под руководством Виталия Анатольевича Зайцева на Кологривском участке заповедника и прилегающих территориях были продолжены систематические учёты птиц, которые дали следующие результаты – зарегистрировано 169 видов, входящих в 13 отрядов и 39 семейств. Неплохой результат, тем более что «отмечены высокие показатели плотности населения мелких птиц».

Для тех, кто хочет подробнее познакомиться с результатами научной работы в заповеднике, мы публикуем Летопись на нашем сайте.

Летопись природы – 2019 ( файл в формате pdf).