Поиск

ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес»

Самый страшный зверь на Земле

09.06.2022
Самый страшный зверь на Земле

Кто это? – спросили мы у ребят из летнего лагеря и получили множество ответов: белый медведь, волк, тигр, лев… Тогда мы процитировали надпись над клеткой в американском зоопарке: «Вы сейчас смотрите на самое опасное животное на Земле. Оно одно способно уничтожить целые виды (и уже сделало это!), а недавно обрело возможность уничтожить всё живое». Некоторые из ребят догадались, что речь идёт о человеке.

Это было вступительной частью к экологическому занятию, которое мы провели к Всемирному Дню окружающей среды. На глобальные экологические проблемы (загрязнение, сокращение биоразнообразия) мы постарались посмотреть глазами обычного школьника и выяснить, что каждый из ребят должен делать для того, чтобы поменьше вредить природе.

О необходимости экономить воду, электроэнергию, бумагу они и сами хорошо знают. И понимают, что упаковки от конфет и мороженого надо в урну или мусорный контейнер выбрасывать. Но мы решили изменить угол зрения на мусорную проблему и попытались рассказать ребятам о том, что важно не только то, куда ты деваешь свой мусор, но и то, сколько ты этого мусора производишь.

Сначала мы предложили участникам занятия небольшой тест. Приведём его, чтобы наши читатели тоже смогли проверить себя. На каждый вопрос теста ответьте – да или нет.

1. Мама отправила вас выбросить в контейнер пакет с мусором, но ближайший контейнер переполнен. Оставите ли вы мусор рядом с переполненным контейнером?

2. После окончания учебного года цветные карандаши и краски у вас не закончились. Будете ли вы просить у родителей, чтобы они купили вам новые на следующий учебный год?

3. Ваша семья собирается на пикник. Возьмёте ли вы с собой одноразовую пластиковую посуду?

4. Ходите ли вы в магазин с сумкой из ткани?

5. Очистки от картошки и других овощей и фруктов вы кладёте в пакет для мусора?

6. Покупаете ли вы напитки в пластиковых бутылках хотя бы раз в неделю?

7. Пластиковые бутылки вы выбрасываете в мусорные контейнеры?

8. Вы дарите учителю и родным на праздники красиво упакованные букеты из магазина?

Если на большую часть вопросов вы ответили положительно, то вы производите очень много мусора. Если сказали «да», только отвечая на вопрос 4, то вы экологически ответственный человек.

Обсуждая с ребятами их ответы на вопросы теста, мы пришли к выводу, что можно легко обойтись без одноразовой посуды, можно сократить количество покупаемых напитков в пластиковых бутылках и не покупать пакеты-майки, заменив их экосумкой из ткани. Пищевые отходы в Кологриве мы можем отдать домашним животным или отнести на компостную кучу, не увеличивая при этом содержимое мусорных контейнеров.

Хорошо, когда в школьном рюкзаке мало вещей, которые потом станут неразлагаемым мусором. Поэтому мы сформулировали советы по приобретению школьных принадлежностей к новому учебному году. Они приблизительно выглядят так:

1. Оцени, какие учебные принадлежности, оставшиеся с прошлого года, ты можешь использовать и не покупай новых.

2. Покупай фломастеры, пластилин и т.д. в бумажной упаковке.

3. Предпочитай школьные принадлежности из дерева (линейка, карандаши, кисточки), металла (ножницы, точилки) или ткани (папки для тетрадей, пенал).

4. Тетради покупай в обычной тонкой обложке без рисунков, ручки – со сменными стержнями.

5. Вместо полиэтиленовых обложек на тетради и учебники используй бумагу.

Интересным было обсуждение вопроса о букетах. Странно, что необыкновенно красивые композиции из растений приносят столько вреда природе. Заставляют задуматься следующие факты: для выращивания только одного цветка требуется 13 литров воды, при этом выделяется почти 3 кг углекислого газа, используются вредные химикаты, для перевозки и хранения нужны топливо и энергия, а это вредные выбросы, и, наконец, упаковка – это зачастую неразлагаемый мусор. Поэтому лучше вырастить цветок в саду или в горшке – вреда никакого, а комнатный цветок к тому же будет радовать вас не один год.

Чтобы разговор об экологических проблемах не был нравоучением, мы проиллюстрировали его мультфильмами, эмоциональными фотографиями, историями о вымерших по вине человека животных, примерами из книг. Надеемся, что дети поняли, почему человек считается самым опасным животным на Земле, и задумаются об экологичном образе жизни.