Экологическое просвещение, как направление деятельности особо охраняемых природных территорий, возникло относительно недавно. На IV Всемирном конгрессе охраняемых территорий (Каракас, 1992 г.) было определено, что одна из важнейших задач всех ООПТ мира заключается в организации эколого-просветительной работы и вовлечении местного населения в поддержку деятельности природоохранных территорий. В 1995 г. в России был принят Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях», в котором заповедники впервые были определены в качестве эколого-просветительных учреждений. После этого, в середине 90-х годов 20 века, в российских заповедниках возникли первые специализированные подразделения – отделы по экологическому просвещению, основными направлениями работы которых стали взаимодействие с образовательными учреждениями и учреждениями культуры, выставочная и рекламно-издательская деятельность, работа со СМИ, проведение природоохранных праздников и акций, развитие познавательного туризма.
Отдел по экологическому просвещению заповедника «Кологривский лес» строит свою работу в соответствии с законом «Об особо охраняемых природных территориях» и «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года», где определены цели экологического воспитания: «Экологическое воспитание включает развитие у детей и их родителей экологической культуры, бережного отношения к родной земле, природным богатствам России и мира; воспитание чувства ответственности за состояние природных ресурсов, умений и навыков разумного природопользования, нетерпимого отношения к действиям, приносящим вред экологии».
Учитывая общую концепцию работы отделов экологического просвещения, цели и задачи экологического просвещения, определённые в федеральных и региональных документах, мы сформулировали поставили перед собой следующие цели и задачи:
Цели
- пособствовать созданию положительного образа заповедника;
- обеспечить поддержку широкими слоями населения идеи сохранения природного потенциала России, формировать понимание обществом важной роли ООПТ для сохранения природы;
- формировать экологическое мировоззрение и экологическую культуру населения региона, расширять знания об экологическом образе жизни.
Задачи
- распространять информацию о заповеднике и его задачах, биологическом и ландшафтном разнообразии среди различных групп населения;
- обеспечить работу по программе экологического лектория в образовательных и дошкольных учреждениях Кологривского района Костромской области;
- обеспечить работу экологического кружка, созданного при заповеднике «Кологривский лес»;
- совершенствовать информационную и методическую базу отдела для проведения эколого-просветительской работы;
- совершенствовать содержание программ экологического образования, методы и приёмы работы со школьниками и дошкольниками: оказывать консультативную помощь школьникам, студентам и др., участвующим в конкурсах, олимпиадах природоохранной направленности;
- оказывать консультативную помощь педагогам ОУ, ДОУ, дополнительного образования и т.д;
- проводить экологические мероприятия в рамках недель начальных классов и предметов естественнонаучного цикла в школах Кологривского района и, по заявкам, в школах Костромской области;
- инициировать проведение на территории Костромской области мероприятий в рамках акций «Марш парков», «Покормите птиц», экологических праздников (День заповедников и национальных парков, День птиц, День эколога), проводить данные мероприятия в Кологривском районе;
- способствовать развитию волонтёрской деятельности в заповеднике и Кологривском районе;
- расширить тематику эколого-просветительских выставок;
совершенствовать формы и методы работы с посетителями заповедника, совершенствовать оснащение экологического тропы «Путешествие в заповедный лес»; - расширить ассортимент сувенирной и полиграфической продукции;
обеспечить подготовку и размещение в СМИ Костромской области информационных материалов о заповеднике, а также выход страницы «Заповедный вестник» в районной газете «Кологривский край», детской экологической газеты «Совёнок», журнала «Кологривский лес»;
обеспечить работу сайта заповедника, а также функционирование социальных сетей; - совершенствовать систему взаимодействия с органами государственной власти и местного самоуправления, средствами массовой информации, учреждениями образования и культуры, другими заинтересованными организациями;
- обеспечить взаимодействие с отделами заповедника в рамках проведения эколого-просветительской работы.