Проект «Письма животным»

Информационное письмо к проекту «Письма животным»

Уважаемые педагоги!

В заключение Года экологии и Года заповедной системы России Министерство природных ресурсов и экологии инициировало проведение проекта «Письма животным». Этот проект в регионах курируют особо охраняемые природные территории, в Костромской области – заповедник «Кологривский лес».

Автор проекта – Рыжова Н.А., доктор педагогических наук, кандидат биологических наук, лауреат премии Правительства РФ в области образования.

В проекте могут принять участие учащиеся 1-5 классов, дошкольники с 6 лет и их родители.

Цель проекта – сформировать бережное отношение к природе и окружающему миру у детей и взрослых.

Сроки реализации проекта

Этап

Сроки

Мероприятия

1 этап

Декабрь 2017

Рассылка информационных и методических материалов.

2 этап

Январь 2018 – 10 апреля 2018

Проведение экологических занятий в рамках проекта и пересылка писем.

3 этап

Апрель – май 2018

Отбор лучших писем на региональном уровне и награждение победителей. Отправка лучших писем в оргкомитет проекта для дальнейшего отбора.

4 этап

Июнь 2018

Отбор лучших писем на межрегиональном уровне.

5 этап

Июль – декабрь 2018

Создание 2-го издания книги «Письма животным» и награждение победителей Всероссийского проекта.

 

Приглашаем педагогов дошкольного образования и педагогов начальных и 5 классов принять участие в проекте. Чтобы упростить ваше участие в проекте, мы предлагаем Вам Методическое пособие (автор – Рыжова Н.А.), разработанное сотрудниками заповедника занятие по подготовке к участию в проекте с приложениями, а также бланки и конверты для писем.

Справки по телефону – 89108052788 (Наталья Валерьевна Панова)

Тем, кто пожелает включиться в проект, предлагаем Краткую инструкцию по реализации проекта.

Краткая инструкция для педагогов по реализации проекта «Письма животным»

1. Знакомство с методическими, информационными и инструктивными материалами.

2. Проведение занятия или серии занятий по подготовке к участию в проекте. Вариант такого занятия прилагается, также можно воспользоваться Методическим пособием Рыжовой Н.А.

3. Написание писем (дети с родителями или педагогами индивидуально или группами пишут письма животным, передают их куратору в образовательном учреждении, который отправляет все написанные письма (не позднее 10 апреля 2018 года) в заповедник «Кологривский лес» (адрес: 157440, Костромская область, г.Кологрив, ул.Некрасова, д.48, ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес», отдел по экологическому просвещению). Можно использовать предлагаемые нами бланки для писем и конверты или сделать их самостоятельно.

4. Получение ответов (сотрудники заповедника, волонтёры пишут ответы на письма детей от имени животных и отправляют их в образовательные учреждения).

5. Лучшие письма (30 штук) отправляются в оргкомитет проекта для дальнейшего отбора. Их авторы награждаются на региональном уровне.

6. Оргкомитет отбирает лучшие 50 писем и публикует их во втором издании книги «Письма животным».

Примечание: предлагаемые методические материалы можно использовать на внеурочных занятиях, классных часах, при проведении экологических мероприятий.


Вариант занятия по подготовке детей к участию в проекте «Письма животным»

Цель – подготовить детей к участию в проекте «Письма животным».

Задачи:

1. Расширить знания детей о животном мире.

2. Воспитать любовь к животным и бережное отношение к природе.

3. Дать детям научные представления в области биологии, экологии, географии, но при этом облечь информацию в привлекательную и интересную форму. В игровой форме познакомить детей младшего возраста с особенностями экологии некоторых животных.

4. Познакомить детей с правилами переписки с животными: как изготовить конверты, составить адрес, заполнить анкеты, нарисовать портрет животного и т.д.

Оборудование: карточки с портретами животных, глобус, почтовый ящик, бланки для написания писем, конверты, мультимедиа проектор, компьютер, мешочек с желудями, шишками, ягодами, корой и т.д., анкеты, игра «Где чей дом?»

Ход занятия.

Часть 1. Путешествие по природным зонам. Беседа, работа с глобусом, возможен просмотр эпизодов из документальных фильмов.

Сегодня у нас необычное занятие, мы отправимся с вами в путешествие для того, чтобы познакомиться с живыми обитателями нашей планеты. Также у нас появилась возможность наладить переписку с животными с помощью «лесной почты».

Ребята, как вы думаете, что я вам принесла? (глобус). Правильно, а что о нем можно сказать? (это уменьшенная модель Земли).

Посмотрите какой он разноцветный! А знаете ли вы, что означают разные цвета? (голубой цвет – моря, океаны, желтый – пустыни, зеленый – равнины, леса степи, коричневый – горы, синие веточки — реки).

Нашу планету населяет множество различных видов животных, только на глобусе этого совсем не видно. Поэтому сегодня мы с вами будем путешествовать по разным областям Земли и заселять её, применяя наши знания.

Итак, первой природной зоной, которую мы рассмотрим, будет Арктика. А как еще ее можно назвать? (царство снега и льда).

Почему здесь такой климат? (Снег
и лед здесь никогда не тают, зима длинная и суровая, сильные морозы. Солнышко светит, но не греет, поэтому не может растопить лед).

Если в Арктике повсюду снег и лед, кто может здесь жить? (белый медведь, морж, тюлень). Как эти животные приспособилось к суровому климату Арктики? (у них густой мех и толстый слой подкожного жира).

А чем они питаются? (Белый медведь – рыбой, тюленями. На снегу он совсем незаметен: шуба белая и снег белый, лишь нос черный. Когда он охотится на тюленей, прикрывает нос лапой. Медведю не страшны ни мороз, ни ледяная вода – у него густой мех и толстый
слой подкожного жира. Белый медведь хороший пловец, может плавать даже под водой).

Кто расскажет о том, чем питается морж? (Морж – сильное животное, у него есть клыки, которыми он раскалывает лед и находит пищу: рачков, моллюсков, клыки его защищают от врагов, он не боится холода, у него толстый слой подкожного жира).

Мы с вами вспомнили о тех животных, которые обитают в Арктике, а сейчас я предлагаю дополнить пейзаж Арктики. Нужно найти изображения тех животных, которые живут в Арктике (выходят дети и работают у глобуса – прикрепляют к нему картинки с изображениями животных).

Вот какая получилась Арктика – царство снега и льда, где всегда суровая и холодная зима.

Следующая природная зона пустыня. Какой здесь климат? (жаркий климат, продолжительное лето, песчаные барханы, главная трудность – недостаток воды)

Значит ли это, что в пустыне никто не живет? А каких животных мы можем там встретить? (верблюд, варан, ящерицы, змеи, тушканчик, скорпион, черепаха). Как они приспособились к данному климату? (могут долгое время обходиться без еды и воды)

Кто хочет рассказать о животных пустыни? (Верблюд – житель пустыни, его называют кораблем пустыни. В горбах у него жир, который помогает ему долго обходиться без еды и воды, после долгих переходов оба горба свисают набок, как пустые мешки. Но вот верблюд наестся и напьется – горбы снова расправились. В копытах у него есть подушечки, которые позволяют верблюду не обжигаться в песке и не проваливаться в песок);(варан – ящерица, а прозвали его пустынным крокодилом: поймает ящерицу — съест, поймает черепаху — проглотит, а вот тушканчика поймать не может, потому что тот очень быстро скачет). Почти все животные пустыни имеют коричневый окрас. Как вы думаете, почему? (Это делает их незаметными для врагов)

Следующая природная зона – тропический лес. Какой здесь климат? (влажный, каждый день дожди, жарко)

Каких животных можно здесь встретить? (слон, обезьяна, ленивец, гиппопотам, крокодил, тигр, носорог)

Расскажите о самом большом животном. (Слоны — удивительные животные. Они очень любят воду, любят «принимать душ» поливая себя с помощью своего хобота. Хобот у слона это длинный нос, благодаря которому он дышит, нюхает, пьет, захватывает еду, и даже издает звуки. Также у слонов очень мощные бивни, которые растут всю его жизнь. Слоны обычно держатся стадами. Они хорошо плавают и бегают. Слоны питаются корнями деревьев, травой, фруктами.)

Многие обитатели тропиков имеют пятнистую или полосатую окраску, как вам кажется, почему? (Полосатая либо пятнистая окраска многих обитателей помогает животным скрываться в пронизанном кое-где солнечными лучами полумраке тропического леса)

Часть 2. Составление анкеты животного и его адрес.

А теперь давайте отправимся в наш лес. В Костромской области есть тайга, смешанные, мелколиственные леса. Какое значение для человека и животных имеет лес? (дом для растений и животных, для человека источник древесины, ягод, грибов, лекарственных растений, место отдыха)

Какие животные обитают в Костромских лесах? (медведь, лиса, волк, куница, кабан, волк, лось, белка, заяц и др.)

Давайте вместе расскажем об одном из лесных животных и составим для него своеобразную анкету.

 

Место обитания

 

Профессия животного

 

Особые приметы

 

Одежда

 

Враги

 

Возможные варианты

Место обитания

Сосновый или какой-либо другой лес, болото, река, луг и т.д.

Дупло, нора, берлога, логово

Профессия животного

Хищник, травоядное, всеядное, падальщик, насекомоядное

Особые приметы

Спит зимой, сезонная смена окраски, сбрасывает рога и т.д.

Одежда

Шерсть, чешуя, оперение, их цвет и сособенности

Враги

 

Пользуясь этой анкетой, очень просто составить адрес животного и написать ему письмо. Вот, например, звери в заповеднике «Кологривский лес» очень ждут ваших писем и готовы вам ответить и рассказать о своей жизни.

Давайте попробуем составить адрес животного. В графе Куда нужно указать природную зону или название заповедника, где живёт животное, затем конкретное место, где оно обитает. Например, Заповедник «Кологривский лес», нора на р.Сеха.

Чтобы более точно определять адрес животного, давайте поиграем в игру «Где чей дом?» (См. Приложение к занятию)

В графе Кому нужно указать название – «фамилию» и «имя» животного. Имя – это название рода, а фамилия – название вида. Например: Европейской норке, Бурому медведю, Обыкновенной лисице, Белоспинному дятлу, Травяной лягушке и т.д.

Письмо с неправильным адресом будет долго искать получателя. Ответ в этом случае придет не скоро, а может быть, почтальон вообще не сможет его доставить. Для того чтобы письмо выглядело как настоящее (особенно, если вы хотите получить от животного ответ), нужно указать на конверте свой домашний адрес, адрес школы или детского сада. (Адрес школы можно написать под руководством педагога)

У нас заготовлены конверты (конверты также можно сделать самим на уроках рисования или технологии), вы сами нарисуете на месте для марок портреты любимых животных, напишете адрес. А затем уже сочините тексты писем. В письмах можно рассказать животному то, что вы о нём уже знаете, и спросить о том, что вы хотите узнать, можно составить меню для животного и также вложить его в конверт. Также вы можете, оценив свои возможности, пригласить животное в гости (если сможете создать для него подходящие, как в природе, условия) или отказать ему в приеме (по причине отсутствия условий). Помните, что животным, которые живут в нашей местности, письма дойдут гораздо быстрее, а значит, вскоре вы получите ответы на них.

Чтобы более точно составить меню, давайте поиграем в игру «Угадай, что в мешочке». (Волшебный мешочек используется для определения предметов на ощупь (например, желудей, ягод, шишек, коры, листьев – пищи животных). Задача детей: определить предметы на ощупь, назвать их и рассказать, кто питается данным кормом.)

Теперь вы готовы к написанию писем животным и давайте приступим к их созданию.

Часть 3. Оформление адресов. Создание портретов. Написание писем.

(Письмо может быть индивидуальным или групповым, его можно написать в классе под руководством педагогов или дома с помощью родителей. Письма необходимо собрать и отправить одной посылкой от школы или детского сада не позднее 10 апреля по адресу 157 440, Костромская область, г.Кологрив, ул.Некрасова, д.48, ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес», отдел по экологическому просвещению. Справки по телефону 89108052788)


 

От кого____________________________________
Откуда____________________________________

___________________________________________

 Индекс места отправления

 

Кому_______________________________________

___________________________________________

Куда_______________________________________

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________

 Индекс места назначения

 

Экологический проект «Здравствуй, соболь, как живешь?» Методические рекомендации 2017 (в формате PDF)