Поиск

ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес»

Три дня в заповедном лесу

12.08.2021
Три дня в заповедном лесу

В этом году полевая практика ребят из экологического кружка при заповеднике прошла на Мантуровском участке. Некоторые из них отправились в полевую экспедицию уже в шестой раз. Путь на Мантуровский участок неблизкий – путешествие заняло около 4 часов, часть маршрута нужно было пройти пешком, но это того стоило. Здесь другой лес и совершенно иная атмосфера – светло, сухо, ягодно. Смысл «передислокации» был в том, чтобы ребята познакомились с новыми биоценозами – сосновыми и мелколиственными лесами, а также побывали в хвойно-широколиственном лесу в охранной зоне заповедника, где, помимо привычных по Кологривскому участку липы и клёна, присутствует дуб. В ходе экскурсий в разные типы леса сотрудники заповедника показывали ребятам их зависимость от почв, светового и гидрологического режима и т.д. При проведении геоботанических описаний участники практики обратили внимание на взаимосвязь древесных и травянистых растений, оценили флористическое богатство соснового и берёзово-осинового леса. В этом году в Мантуровских лесах – обилие ягод. Возвращаясь с экскурсии, ребята поели черники и брусники, попробовали практически незнакомые им костянику и голубику. А ещё на маршруте встретили крупного ужа, который поспешил уползти от такой многочисленной компании. Подробнее с различными типами сосняков, их растительным сообществом, насекомыми-вредителями ребята познакомились в ходе экологической игры «Всё о сосновых лесах». Чтобы выполнить задания, им пришлось разгадывать ребусы и кроссворды, искать на определённом участке леса мхи и лишайники, определять вид биоценоза по фотографии, сделанной в заповеднике. Также мы предложили ребятам поближе познакомиться с костромскими диалектами на примере слов и текстов, связанных с природой. Нужно было понять, какие погодные явления, растения и животных обозначают предложенные диалектные слова, разобраться в антонимах, «перевести» текст с большим количеством местных выражений. Эта лингвистическая задача была самой трудной. А как бы вы истолковали, к примеру, такое предложение: «Уповод лазали, в чернолеске – одни собачьи губы, в шохре пару ошлепётков нашли, на бору – одни шиверданики, боле ничего». Следующая игра была эколого-литературной и называлась «Биология в стихах». Читая детские поэтические произведения, мы повторили субстраты, на которых растут грибы, способы распространения растений, стадии развития амфибий, признаки различных классов беспозвоночных животных,
растения южно-таёжного леса. А ещё нашли биологические ошибки,
сделанные поэтами, и сами попробовали сочинять стихи.
В заключение практики мы предложили ребятам творческую работу – сделать коллективный портрет на фоне заповедной липы в жанре
аппликации. Получилась гигантская открытка на память о самых преданных
друзьях «Кологривского леса».