Поиск

ФГБУ «Государственный заповедник «Кологривский лес»

Самые яркие птички

04.04.2022
Самые яркие птички

Какие птицы зимой больше всего привлекают внимание в заповедном лесу? Без сомнения, клесты. Во-первых, очень яркой окраской (самцы красные, самки зеленоватые), во вторых, весёлым щебетом. Звонкий свист и щебет стаек клестов далеко разносится по спящей беспробудным сном зимней тайге.


В этом году в нашем лесу небывалый урожай еловых семян. Ветер переметает их по насту, по льду заповедных речек. И клесты, для которых это любимая еда, часто спускаются на землю, где их фотографируют лесные камеры и инспекторы заповедника. Одна деталь на фотографиях привлекла наше внимание. Мы привыкли видеть клестов-еловиков. Это обычный вид для северо-востока Костромской области.

Семя ели


На большинстве фотографий, сделанных в этом году в различных местах заповедника «Кологривский лес», рядом с еловиками мы заметили других клестов – с белыми пятнами на крыльях. Определители птиц подсказали нам, что это белокрылые клесты.

Научный сотрудник заповедника, кандидат биологических наук Виталий Анатольевич Зайцев так прокомментировал эти фото: «Повезло, что «попались» белокрылые клесты. Считается, что это наиболее редкий вид клестов в Костромской и Ярославской областях. Распространен на окраине ареала, который простирается в основном восточнее и севернее. Клеста добывал А.Н. Формозов в Шарьинском районе. Я замечал их раз в 2014 г. Белокрылый клест  может быть кочующим, т.е. не гнездящимся у нас, но, вероятнее всего, и он здесь гнездится. Как известно, гнездятся клесты зимой, и то, что на фото попались взрослые самки, может косвенно об этом свидетельствовать. Да и молодая птица тоже».


Вообще клесты оказались очень интересными птицами. Много нового о них мы узнали из книги А.Н.Формозова «Звери, птицы и их взаимосвязи со средой обитания». Публикуем небольшой фрагмент из этой книги.


«Клест-еловик как один из основных потребителей еловых семян, помимо своеобразных морфологических адаптаций клюва, мускулатуры головы и задних конечностей отличается одной очень важной особенностью поведения, до сих пор еще никем не объясненной. Эта птица, на первый взгляд, крайне небрежно использует ценный корм, который содержит каждая зрелая, срезанная и захваченная ею шишка. Нередко клесты роняют шишки, не успев достать из них ни одного семени, и никогда не делают попыток их поднять. Из шишек, удержанных в лапах, они достают небольшую часть семян, быстро бросают их и принимаются срезать новые. Стайка клестов, облюбовавшая вершину хорошо плодоносящей ели, осенью обычно кормится молча, и ее можно не заметить, если бы не часто повторяющиеся щелканье о сучья и стук о землю непрерывно падающих сверху плотных шишек. В октябре 1933 г. в Костромской области, взяв порцию только что сброшенных клестами шишек, я определил, что в каждой из них в среднем оставалось по 76 полноценных еловых семян, тогда как там же в шишках, раздолбленных большим пестрым дятлом,— в среднем всего по 6,6 семени, т. е. в 11 с лишним раз меньше.
Шишки, оказавшиеся на земле, раскрывают чешуи только в жаркую весеннюю и летнюю погоду, да и то не везде, а лишь на хорошо освещаемых и обогреваемых небольших пятнах. В преобладающем большинстве случаев шишки, погрузившись в моховые ковры, в заросли кустарничков и травы, сохраняют во влажной среде чешуи плотно прижатыми и оберегают семена от высевания. На следующее лето после елового урожая, начиная с мая – июня, клесты, эти обитатели крон, постоянно слетают на землю и перебирают шишки, сброшенные ими осенью и зимой. К этому времени в шишках, висящих на ветвях елей, семян уже не остается, и птицы утрачивают к ним интерес, но охотно используют шишки, лежащие на земле и раскрывшие чешуи, и, видимо, поэтому они нередко встречались нам на освещенных бугорках у комлей крупных елей. Но и в затемненных местах; как это показали наблюдения в Московской области, мы неоднократно спугивали клестов с «россыпей шишек», где в начале лета заставали за поеданием еловых семян также и зеленушек. У нас сложилось убеждение, что сбрасывание на землю шишек, имеющих значительное количество полноценных семян,— своеобразная адаптивная черта поведения клестов, обеспечивающая сохранение в доступном для них состоянии важнейшего своего корма на ряд месяцев года, следующего за высоким урожаем ели и даже лиственницы. Сбрасывание зрелых шишек в августе, сентябре и начале октября, до наступления осеннего высевания семян, наряду с зимним периодом накопления множества «клестовых» шишек в снегу, создает большой кормовой фонд. В использовании его принимает участие уже иной круг птиц и млекопитающих (он включает, впрочем, и еловиков), чем тот, которому доступны шишки, висящие на ветвях. Короче говоря, массовое сбрасывание не полностью использованных шишек хвойных — своеобразная форма накопления запасов корма клестами, что облегчает им борьбу за существование на некоторый период после каждого урожайного года».